али шогенцуков стихи на кабардинском



Автор ***ErKe KyZZZy*** задал вопрос в разделе Литература

Кто знает про кабардинского поэта Шогенцукова Али Асхадовича? Хочу знать о поэме "Мадина"... Про что она? и получил лучший ответ

Ответ от Наталия Аскерова[гуру]
Шогенцуков Али Асхадович - основополож­ник кабардинской советской литературы. После окончания сельской школы (1914) поступил в Баксанскую духовную семи­нарию (медресе) , из которой был исключен за организацию протеста против реше­ния администрации уволить Нури Цагова, преподававшего дисциплины на кабардин­ском языке. В 1915 г. Ш. поступил на кур­сы по подготовке учителей для Северного Кавказа, учился до 1916-го, а затем за от­личные успехи в учебе направлен дирек­цией курсов в Крым, в г. Бахчисарай, в педагогическое училище им. И. М. Гаспринского. В декабре 1917 г. в связи с событиями Февральской революции в Рос­сии училище было закрыто, и Ш. в числе 10 лучших учеников по решению его ад­министрации направлен для завершения образования в Турцию. , Здесь им написа­но стихотворение «Нанэ» (Мать. 1917), по­ложившее начало его поэзии. Глубоко ли­рическое, написанное от лица героя - юно­ши, оно исполнено бесконечной любви к матери, к родной земле. Рожденное из боли и сострадания к соплеменникам, по­терявшим родину из-за Русско-Кавказской войны и мухаджирства, оно в то же время полно глубокой веры и светлой надежды. Та же острая боль звучит в стихотворении «Тырку хадэм» (В турецком саду. 1917), написанном в жанре баллады. Сюжет сти­ха предельно прост: в саду встречаются лирический герой и девушка-кабардинка Жанпаго, рожденная в Турции. Живя в рай­ском саду, она забыла родство с Кавка­зом и утратила душу своего народа - его язык. За судьбой этой красавицы встает трагедия адыгов - мухаджиров-переселенцев. Страстным протестом против турецко­го произвола звучит четверостишие: «Чингизово знамя черное, недоброе / Адыгам тени не даст. / Солнцем, Тимуром хромым зажженным, / На Эльбрусе снега не рас­топить» .
В октябре 1934 г. Ш. обратился в област­ной отдел народного образования с прось­бой послать его в распоряжение Союза писателей республики. К этому времени Ш. был известен как автор поэм «Мадинэ» (Мадина. 1928), «Щымахуэжэщ» (Зим­няя ночь. 1929), «Тембот и дыгъуасэхэр» (Вчерашние дни Тембота. 1933), «Парти­зан Жамбот» (1934); рассказов «Хьэжыгъэ пут закъуэ» (Пуд муки. 1931), «Кхъужьей щ1агьым» (Под старой грушей. 1933); мно­гочисленных стихов, напечатанных в хре­стоматиях; работал над романом в стихах «Къамботрэ Лацэрэ» (Камбот и Ляца) .
Шогенцуков создал целую галерею женских образов, ставших символом красоты и ве­личия горской женщины. Одетые в чистые романтические формы, они, и сегодня не утратили своего обаяния и жизненной прав­ды. Их судьба - эмоциональная доминан­та творчества поэта. Пленительными кра­сками сияющей юности выписан образ про­стой крестьянской девушки Мадины из лиро-эпической поэмы «Мадина» (1928). Через образы сво­их героинь Шогенцуков не только обобщил, но и выразил свою мысль о том, что судьба горской женщины в эпоху классового не­равенства, социальной несправедливости и засилья шариатских законов во всем за­висела от диктата и произвола мужчины. Выписанные с исключительной заду­шевностью, героини Шогенцукова привлекают цель­ностью характеров, высокой чистотой мо­рального облика. По своему идейно-худо­жественному значению они по праву занимают достойное место в галерее об­разов певцов женской судьбы К. Хетагурова (Фатима) Т. Шевченко (Марьяна-черница, Гайдамаки) , Н. Островского (Гроза) , М. Горького (Мать) и др.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Кто знает про кабардинского поэта Шогенцукова Али Асхадовича? Хочу знать о поэме "Мадина"... Про что она?
Шогенцуков Али Асхадович на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Шогенцуков Али Асхадович
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*