Гончарный завод
Автор A-stra задал вопрос в разделе Города и Страны
Чем славились изделия Абрамцевского гончарного завода? и получил лучший ответ
Ответ от Василиса Микулишна[гуру]
К 1896 году С. И. Мамонтов приобрел участок земли на московской окраине - Ямском поле (ныне - угол улицы Правды и Нижней Масловки). Из Абрамцева сюда перевели гончарную мастерскую, которая стала Бутырским гончарным заводом "Абрамцево". Продукция завода
разошлась по всей стране. Здесь была создана и знаменитая врубелевская "Принцесса Греза" - самое известное керамическое панно Москвы. Огромная картина на холсте была выполнена для Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, но была забракована Академией художеств. Мамонтов за свой счет построил в Нижнем Новгороде павильон, где и экспонировалось это произведение. При строительстве "Метрополя" появилась возможность перевести картину с холста в глину и навсегда выставить ее на всеобщее обозрение. Помимо "Принцессы Грезы" гостиничные фасады украшают еще 23 панно. Среди них - "Поклонение Божеству", "Поклонение природе", "Жизнь" по рисункам А. Я. Головина и С. В. Чехонина.
Здание опоясывает цитата из Ницше, также сделанная из майолики: "Опять старая истина: когда построишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему".
Вслед за "Метрополем" еще на ряде зданий появились декоративные панно. Невдалеке от "Метрополя" в 1903 году возводят по проекту архитектора А. В. Иванова гостиницу "Националь" (угол Тверской и Моховой улиц). Ее угловой аттик украсил керамический пейзаж, вместо которого в советское время появилась иная, более отвечающая духу времени композиция - "Индустриализация". Под аттиком на стене последнего этажа можно увидеть четыре панно "Времена года".
Доходный дом М. В. Сокол (ул. Кузнецкий мост, 3) был выстроен в 1903 году архитектором И. П. Машковым. Украшающее этот дом декоративное панно расположено над пятым этажом. Эскиз был сделан театральным художником Н. Н. Сапуновым. Главный сюжет этого триптиха - сокол, парящий над степными просторами, горами и колыхающимися эдельвейсами. Заказ выполнялся на Бутырском керамическом заводе "Абрамцево".
В Хлебном переулке (дом 18/6) архитектор С. У. Соловьев построил для себя дом. Из четырнадцати сюжетов, украшающих здание, наиболее интересны девять. Это прежде всего дата постройки дома - 1902, где на каждую цифру приходится по одной, круглой в плане плите. С противоположного, южного, фасада на каждой из четырех полуциркульных плит изображены музы различных видов искусств. Над этими сюжетами расположена еще одна композиция, высотой в два метра: "Ночь". На фоне античных колонн и гордых кипарисов восходит Луна, отблеск которой создает дорожку на водяной глади. Ночной теме вторят вылепленные чуть ниже женщина - летучая мышь и сидящая у нее на голове сова.
К интересным произведениям относился и дом на улице С. Радонежского (дом не сохранился). Двухэтажный, построенный в первой половине XIX века, он был заново украшен в начале нашего столетия. Над верхним этажом устроен аттик, где в овал вмонтирована керамическая копия картины "Богатыри" В. М. Васнецова, законченная им в 1898 году. Здесь три богатыря также защищали границу, правда городскую, и дорогу, ведущую на родину богатырей, - в Муром, Владимир, Рязань.Источник: h ttp:// ссылка
на том сайте внизу полно инфы об этом
читай подробно здесь -his.1september.ru/articlef.php?ID=200601208
В конце ХIХ в. в Москве, за Бутырской заставой, на 2-й улице Ямского поля разместился гончарный завод “Абрамцево”. Он был основан знаменитым предпринимателем и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым (1841-1918) первоначально в его усадьбе Абрамцево как художественная мастерская для производства майолики, т. е. изделий из цветной обожженной глины крупнопористой структуры, покрытых непрозрачной глазурью. В мамонтовской гончарной мастерской, а затем и на гончарном заводе трудились замечательные русские художники и скульпторы того времени: М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, А. Т. Матвеев и другие.
Деятельность предприятия была направлена на изготовление высокохудожественных штучных предметов: печных изразцов, ваз, интерьерных скульптур, настенных тарелок и панно. Лишь наиболее удачные авторские произведения тиражировались малыми сериями в различной цветовой гамме. К числу специфических черт абрамцевской мастерской можно отнести экспериментирование с особым покрытием, обладающим так называемыми “люстрами”, т. е. цветными рефлексами (бликами) металлизированной глазури.
Изделия гончарного завода “Абрамцево” ныне хранятся в крупнейших национальных собраниях России: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музее керамики “Кусково” и других.
***
Морская царевна
М. А. Врубель. Художественный гончарный завод "Абрамцево". Конец XIX - начало ХХ вв. Майолика, восстановительные глазури. Персонаж былины "Садко". Врубель принимал участие в оформлении декорации оперы Н. А. Римского-Корсакова.
**
В 1891 году Мамонтов просит Врубеля руководить принадлежащим ему абрамцевским художественным гончарным заводом. Здешние мастера возрождали майолику и изразцы - древнейший вид русского художественного производства. Известный мастер-керамист П. К. Ваулин самостоятельно разработал технологический процесс, создал несколько рецептов красочных покрытий, открыл секрет восстановительного обжига. Художественные и технические достоинства абрамцевской майолики были высоко оценены современниками не только в России, но и за рубежом. Майоликовые изделия отличает изумительная красота покрытий: «сплавленные» краски делают поверхность похожей на драгоценные камни. Тончайшая, прозрачная плёнка (люстр) , в состав которой входят золото, серебро, медь, платина и другие металлы, придаёт им после обжига радужный металлический блеск. Крупнейшие художники и скульпторы были привлечены Мамонтовым для создания моделей. С особенным увлечением работал для завода М. Врубель. Он лепил и расписывал изразцы, делал майоликовую скульптуру, используя в ней свои живописные приёмы - характерные изломы линий. «Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдаёт, нет, не обдаёт, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте, это музыка цельного человека, не расчленённого отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада» , -пишет он сестре Анне в 1891 году после посещения французской художественно-промышленной выставки.
Подробнее здесь: и здесь и здесь h ttp://