орфоэпические нормы



Нормы орфоэпии

Автор Александр Максименко задал вопрос в разделе ВУЗы, Колледжи

Расскажите об орфоэпических нормах. помогите... очень нужно!! и получил лучший ответ

Ответ от Ирина Робертовна Махракова[гуру]
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ – это нормы, которые регулируют правила произношения слов и постановки в них ударения и которые изучаются в ОРФОЭПИИ.
ОРФОЭПИЯ (от др. -греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь») – это раздел науки о языке, в котором изучаются вопросы произношения звуков и звукосочетаний, а следовательно, слов.
орфоэпические нормы
ОРФОЭПИЮ интересуют, таким образом, как словесное ударение, так и нормы произношения звуков на месте определённых букв, звуков и звукосочетаний на месте буквосочетаний. Вот, например некоторые нормы произношения:
● гласные звуки в безударном положении произносятся менее длительно, чем в ударном (количественная редукция);
● большинство гласных звуков в безударном положении меняют и своё качество (качественная редукция), например, для русского литературного языка характерно аканье, поэтому буква О в безударном положении обозначает звук [а]: дом – дома́ [дама́];
● ассимиляция (уподобление) по глухости – на конце слов звонкие согласные оглушаются: луг [к], пруд [т];
● оглушение звонких согласных, то есть ассимиляция по глухости, происходит также в начале или середине слов перед глухими согласными: подкинуть [т], указка [с];
● ассимиляция по звонкости – в начале и в середине, а также на конце слов перед звонкими согласными происходит озвончение глухих согласных: сдача [з], футболист [д], как бы [г], лук был натянут [г] (лук для стрельбы);
● ассимиляция согласных по мягкости, то есть смягчение парных твёрдых согласных, происходит перед мягкими звуками, например, в словах СТЕПЬ, ПЕСНЯ мы произносим звук [с’] перед мягкими [т’] и [н’];
● в словах ЧТО, ЧТОБЫ, СКВОРЕЧНИК есть звук [ш], но обозначен он буквой Ч;
● в словах СЧАСТЬЕ, СЧИТАТЬ, СЧЁТ, ПЕСЧАНЫЙ есть звук [щ’], но он обозначен вовсе не буквой Щ, а сочетанием букв СЧ.
Орфоэпических норм много, на памятке из Интернета названы ещё некоторые, в добавление к моим примерам:
нормы орфоэпии
Орфоэпические нормы представлены в специальных словарях ударений и орфоэпических словарях русского языка:
орфоэпические нормы русского языка кратко орфоэпические нормы регулируют
Словесное ударение даётся в любых словарях, а особенности произношения слова в наиболее трудных случаях с помощью частичной транскрипции отмечаются в толковых словарях русского языка, включая словари иностранных слов:
старшая и младшая орфоэпические нормы
младшая и старшая орфоэпические нормы
Красным обозначено место ударения в словах. На мой взгляд, орфоэпические и другие словари обязательно должны быть в каждом доме в бумажном варианте, так как разработчики онлайн-словарей далеко не всегда могут проставляют в них ударение.

Ответ от Anton Anton[гуру]
Орфоэпические нормы регулируют произно­шение отдельных звуков в разных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их про­изношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.
Орфоэпические нормы определяются фонетической системой русского языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, которые регулируют произношение слов.
русской орфоэпии принято разграничивать «старшую» и «младшую» нормы. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.
Обратимся к основным правилам литературного про­изношения, которые необходимо соблюдать.
Произношение гласных.
В русской речи произносятся четко только гласные, которые стоят под ударением: с [а] д, в [о] лк, д [о] м. Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость. Это называет­ся законом редукции (от лат. reducire сокращать).
роизношение согласных.
Основные законы произ­ношения согласных в русском языке – оглушение и уподобление.
Звонкие согласные, стоящие перед глухими и в конце слов, оглушаются – это является одним из характерных признаков русской литературной речи. Мы произносим стол [п] – столб, сне [к] – снег, рука [ф] – рукав и т. д. Следует обратить внимание на то, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: смо [к] – смог, дру [к] – друг и т. д. Произнесе­ние в этом случае звука [х] рассматривается как диалектное. Исключение составляет слово бог – бо [х].
Произношение заимствованных слов.
Как пра­вило, заимствованные слова подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произно­шение звука [о] в безударных слогах (м [о] дель, [о] азис) и твердых согласных перед гласным [е]: ан [тэ] нна, ко [дэ] кс, ге [нэ] тика). В большинстве же заим­ствованных слов перед [е] согласные смягчаются: к [р']ем, ака [д']емия, факуль [т']ет, му [з']ей, ши [н']ель. Согласные г, к, х всегда перед [е] смягчаются: ма [к']ет, [г']ейзер, [к']егли, с [х']ема.

Ответ от Ѐоман Ланчуков[новичек]
9. Нормы орфоэпии ...
а) подвижны, изменяются с течением времени;
б) различны у представителей разных социальных групп,
в) постоянны и не меняются.

Ответ от 22 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Расскажите об орфоэпических нормах. помогите... очень нужно!!
Орфоэпия на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Орфоэпия
Павловния на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Павловния
 

Ответить на вопрос:

Имя*

E-mail:*

Текст ответа:*
Проверочный код(введите 22):*